Теоретические ориентации и современные акценты социальной психологии
Основные теоретические ориентации в социальной психологии
После периода накопления идей (психология масс, народов, инстинктов) социальная психология в XX веке оформилась в несколько четких исследовательских программ или теоретических ориентаций. Каждая из них предлагала свой ответ на вопрос о главных детерминантах социального поведения.
1. Социальный бихевиоризм (Behaviorism)
-
Основной постулат: Социальное поведение – это наученная реакция на стимулы внешней среды. Чтобы понять поведение, нужно анализировать открытые, наблюдаемые действия и их последствия (подкрепления и наказания).
-
Ключевой принцип: Не психические процессы, а внешние стимулы и подкрепление определяют поведение.
-
Эволюция подхода:
- Классический бихевиоризм (Б. Скиннер): Поведение формируется через оперантное обусловливание. Мы повторяем действия, за которыми следует положительное подкрепление (награда), и избегаем тех, за которыми следует наказание.
- Теория социального научения (А. Бандура): Критически дополнил бихевиоризм, показав, что научение происходит не только через собственный опыт, но и через наблюдение за поведением других (моделей) и его последствиями (викарное научение). Ключевой эксперимент – «Кукла Бобо», где дети повторяли агрессивные действия, увиденные у взрослых.
-
Связь с современными акцентами: Социальный бихевиоризм – это классическое воплощение «Власти Ситуации». Он показывает, как поведение целенаправленно формируется и изменяется через манипуляцию внешними стимулами (например, в рекламе, управлении, терапии).
2. Психоаналитическое направление (Psychoanalysis)
-
Основной постулат: Социальное поведение детерминировано бессознательными психическими процессами, влечениями (либидо, агрессия) и ранним детским опытом.
-
Ключевой принцип: Глубинные, часто иррациональные силы бессознательного прорываются в социальной жизни, определяя межличностные и групповые процессы.
-
Развитие идей Фрейда в социальной психологии:
- З. Фрейд: В работе «Психология масс и анализ "Я"» объяснил сплоченность группы через либидозные связи с лидером (который заменяет фигуру отца) и механизм идентификации.
- В. Байон: Изучал групповую динамику, выделив «базовые предположения» (зависимость, борьба-бегство, парование), на которые неосознанно переключается группа, уходя от рабочей задачи.
- Т. Адорно: В исследовании «Авторитарная личности» показал связь между строгим стилем воспитания, формированием ригидного характера и склонностью к предрассудкам и фашистской идеологии.
-
Связь с современными акцентами: Психоанализ вносит вклад в понимание «Власти Личности», показывая глубинные, часто неосознаваемые мотивы сопротивления или, наоборот, слепого подчинения. Он также объясняет иррациональную сторону «Власти Познания» (например, механизмы психологической защиты).
3. Когнитивизм (Cognitivism)
-
Основной постулат: Человек – это не пассивный реагент на стимулы, а активный интерпретатор социальной реальности. Ключ к поведению – в том, как мы мыслим о социальном мире.
-
Ключевой принцип: Познавательные процессы (восприятие, память, суждение) – центральный элемент социального поведения. Мы стремимся к созданию непротиворечивой, осмысленной картины мира.
-
Ключевые теории и фигуры:
- Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер): Мы испытываем дискомфорт при наличии противоречивых когниций (установок, убеждений, знаний о своем поведении) и мотивированы его уменьшить.
- Теория каузальной атрибуции (Ф. Хайдер): Изучает, как люди объясняют причины поведения своего и других.
- Теория коммуникативных актов (Т. Ньюком): Исследовал, как сходство установок влияет на формирование и развитие межличностных отношений.
-
Связь с современными акцентами: Когнитивизм – это прямая теоретическая основа «Власти Познания». Весь этот акцент вырос из когнитивистской революции в психологии и фокусируется на том, как ментальные процессы конструируют нашу социальную реальность.
4. Интеракционизм (Interactionism)
-
Основной постулат: Личность и общество – два полюса одного процесса, социального взаимодействия (интеракции). Личность формируется в общении, а общество постоянно воссоздается в актах межличностного взаимодействия.
-
Ключевой принцип: Человеческое поведение – это продукт взаимного влияния людей, обмена символами (прежде всего, языком) и исполнения социальных ролей.
-
Ключевые фигуры и концепции:
- Дж.Г. Мид (основатель): Разработал теорию символического интеракционизма. Ввел понятия:
- «I» (Я-спонтанное) и «Me» (Я-социальное)
- «Обобщенный другой» – усвоенная человеком совокупность групповых норм и установок.
- Становление личности происходит через освоение символов и ролей в процессе общения.
- И. Гоффман: Предложил «драматургический подход». Социальная жизнь – это театр, где люди исполняют «роли», управляя впечатлением о себе («самопрезентация») перед «аудиторией».
- Дж.Г. Мид (основатель): Разработал теорию символического интеракционизма. Ввел понятия:
-
Связь с современными акцентами: Интеракционизм является мостом между всеми тремя акцентами. Он показывает, как ситуация (социальный контекст и роли) определяет поведение, как познание (усвоение символов и значений) направляет его, и как активная личность («I») может творчески подходить к исполнению своих ролей.
Синтез: Социальный конструкционизм как зонтичная парадигма
В современной социальной психологии жесткие границы между подходами стираются. Они все чаще пересекаются и интегрируются под зонтиком социального конструкционизма.
- Суть конструкционизма: Наша реальность не является объективной данностью. Она активно конструируется людьми в процессе социального взаимодействия, через язык, дискурс и разделяемые практики.
- Как конструкционизм объединяет классические ориентации:
- Он принимает от интеракционизма идею о том, что значения рождаются в взаимодействии.
- От когнитивизма – интерес к тому, как эти значения организуются в нашем сознании.
- Он признает важность социальных практик и институтов (бихевиоризм, психоанализ), но рассматривает их не как объективные силы, а как разделяемые конструкты, которые постоянно воспроизводятся и могут быть изменены.
Итог: Современная социальная психология – это не набор изолированных теорий, а динамичная наука, где бихевиористский акцент на ситуации, когнитивистский – на мышлении, психоаналитический – на бессознательном и интеракционистский – на взаимодействии, объединяются в рамках конструкционистского взгляда на человека как на активного со-автора своей социальной реальности.
Современные акценты социальной психологии
Современный этап развития социальной психологии (вторая половина XX – начало XXI вв.) характеризуется отходом от «школьного» противостояния (бихевиоризм vs психоанализ vs когнитивизм) и консолидацией вокруг нескольких центральных идей. Эти идеи, или «акценты», образуют каркас, на который нанизывается большинство современных исследований и тем в курсе.
1. Власть Познания (The Power of Cognition) – «Мир в нашей голове»
Этот акцент является прямым наследием когнитивистской революции в психологии. Его суть в том, что между стимулом (социальной ситуацией) и реакцией (нашим поведением) находится сложная система переработки информации.
-
Ключевой вопрос: Как мы мысленно представляем себе социальный мир? В какой степени социальная реальность – это продукт нашего восприятия, интерпретаций и умозаключений?
-
Основные направления исследований:
-
Социальное восприятие (Social Perception): Изучает, как мы формируем впечатления о других людях. Сюда относятся:
- Имплицитные теории личности: Наши устойчивые представления о том, какие черты связаны между собой (например, если человек добрый, мы предполагаем, что он и отзывчивый).
- Эффекты восприятия: Эффект ореола, эффект первичности и новизны.
-
Каузальная атрибуция (Causal Attribution): Процесс приписывания причин своему и чужому поведению.
- Теория каузальной атрибуции (Ф. Хайдер): Разделение на внутренние (личностные) и внешние (ситуационные) причины.
- Фундаментальная ошибка атрибуции (Л. Росс): Склонность переоценивать влияние личностных факторов и недооценивать ситуационные при объяснении поведения других.
- Модель ковариации (Г. Келли): Как мы используем информацию о согласованности, постоянстве и своеобразии поведения для вывода о его причине.
-
Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер): Мы испытываем психологический дискомфорт (диссонанс), когда наши установки и поведение противоречат друг другу, и стремимся это противоречие уменьшить (например, меняя установку или находя оправдание поведению).
-
Социальные стереотипы и предрассудки: Изучают, как работают когнитивные схемы – упрощенные и обобщенные представления о социальных группах, которые экономят наши когнитивные ресурсы, но часто ведут к ошибкам и дискриминации.
-
-
Практическое значение: Понимание власти познания помогает бороться с предрассудками, объясняет, почему люди по-разному интерпретируют одни и те же события (например, конфликты), и лежит в основе методов убеждения и изменения установок.
2. Власть Ситуации (The Power of the Situation) – «Сила контекста»
Этот акцент является реакцией на склонность обыденного сознания объяснять поведение личностными качествами («он так поступил, потому что он плохой/хороший человек»). Социальная психология показала, что ситуационные давления часто сильнее наших внутренних диспозиций.
-
Ключевой вопрос: Насколько поведение человека определяется внешними, ситуационными факторами, а не его личными чертами? Когда обстоятельства оказываются сильнее наших намерений и характера?
-
Ключевые эксперименты и феномены:
-
Классические эксперименты на конформизм:
- Эксперимент С. Аша (1951): Показал, что около 37% людей готовы согласиться с заведомо неверным мнением группы, чтобы не противоречить ей.
- Вывод: Давление группы может заставить нас отрицать очевидное.
-
Эксперименты на подчинение авторитету:
- Эксперимент С. Милгрэма (1963): Продемонстрировал, что обычные люди под давлением авторитетного экспериментатора готовы были применять опасные для жизни удары током к невинному человеку (65% дошли до максимального напряжения).
- Вывод: Социальная роль («исполнитель») и авторитет могут подавить моральные принципы.
-
Исследование социальных ролей:
- Стэнфордский тюремный эксперимент Ф. Зимбардо (1971): Студенты, случайно распределенные на роли «надзирателей» и «заключенных», настолько вжились в них, что эксперимент пришлось прекратить досрочно из-за жестокости и депрессий.
- Вывод: Социальная роль может определять поведение вплоть до изменения идентичности.
-
Исследования помощи (pro-social behavior):
- «Эффект свидетеля» (Б. Латане и Дж. Дарли): Чем больше людей присутствует при чрезвычайной ситуации, тем меньше вероятность, что кто-то поможет (диффузия ответственности).
- Вывод: Помощь зависит не столько от альтруизма, сколько от ситуационных переменных (количество свидетелей, неопределенность).
-
-
Практическое значение: Власть ситуации объясняет, как создаются тоталитарные режимы, почему «хорошие люди» могут совершать плохие поступки в определенных условиях и как проектировать социальную среду, чтобы снижать агрессию и повышать готовность к помощи.
3. Власть Личности (The Power of the Person) – «Сопротивление и активность»
Этот акцент возник как противовес тотальному ситуационизму. Он напоминает, что люди – не пассивные марионетки ситуации, а активные агенты, способные влиять на свое окружение.
-
Ключевой вопрос: Когда и почему люди способны противостоять социальному давлению? Какие личностные и социальные факторы позволяют нам сохранять независимость и действовать в соответствии со своими ценностями?
-
Основные направления исследований:
-
Устойчивость к конформизму и подчинению:
- В экспериментах Аша и Милгрэма были люди, которые не подчинялись. Анализ их поведения показал важность уверенности в себе, интернального локуса контроля (убежденности, что я сам управляю своей жизнью) и наличия социальной поддержки (достаточно было одному человеку в эксперименте Аша дать верный ответ, как конформизм резко падал).
-
Влияние меньшинства (С. Московичи):
- Упорное, последовательное и аргументированное меньшинство может изменить мнение большинства. Это влияние основано на информационном давлении (меньшинство заставляет группу глубже задуматься над проблемой), в отличие от нормативного давления большинства.
- Пример: Исторические личности-реформаторы (Ганди, Мартин Лютер Кинг).
-
Исследования альтруизма и помощи:
- Изучаются факторы, повышающие вероятность помощи даже в неблагоприятных ситуациях: эмпатия, чувство личной ответственности, наличие про-социальных моделей поведения.
-
Теория социальной идентичности (А. Тэшфел и Дж. Тернер):
- Показывает, как человек, осознавая свою принадлежность к группе (социальная идентичность), может черпать из нее силы для сопротивления, чувства собственного достоинства и коллективного действия.
-
-
Практическое значение: Понимание власти личности позволяет воспитывать гражданскую позицию, развивать лидерские качества, бороться с выученной беспомощностью и создавать условия для проявления лучших человеческих качеств.