Общение как коммуникация
1. Сущность и значение коммуникации
В социальной психологии, вслед за Г.М. Андреевой, общение рассматривается как сложный процесс, имеющий три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Коммуникация — это первая, базовая сторона этого процесса.
Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с целью достижения взаимопонимания, оказания влияния, формирования отношений и организации совместной деятельности.
Ключевые характеристики коммуникации:
- Это не просто "передача данных": Это всегда взаимодействие, в котором сообщение уточняется и обогащается.
- Это отношение: Коммуникация неизбежно формирует и изменяет отношения между партнерами (симпатию, доверие, статус).
- Это влияние: Целью часто является изменение установок, убеждений или поведения реципиента.
- Это кодирование и декодирование: Успех требует, чтобы партнеры использовали сходные системы знаков (вербальные и невербальные).
- Это преодоление барьеров: Коммуникативный акт всегда потенциально затруднен множеством барьеров.
2. Структура коммуникативного акта (Модель коммуникации)
Классическая модель, восходящая к работам Г. Лассуэлла, включает следующие обязательные элементы:
- Коммуникатор (Отправитель): Источник информации, инициирующий общение.
- Реципиент (Получатель): Адресат, для которого предназначено сообщение.
- Сообщение (Текст): Передаваемая информация, закодированная в символах (словах, жестах, знаках).
- Код: Система знаков и правил, используемая для кодирования сообщения (естественный язык, язык жестов, профессиональный жаргон).
- Канал связи: Средство передачи сообщения (речь, текст, изображение).
- Обратная связь: Реакция реципиента на сообщение, которая показывает, как оно было воспринято и понято.
- Контекст (Ситуация): Социальные, временные и пространственные условия, в которых происходит коммуникация.
- Шум (Помехи): Все, что искажает передачу или прием сообщения (внешние звуки, внутренние предубеждения, культурные различия).
3. Направленность и виды информации в коммуникации
А) Направленность:
- Аксиальная коммуникация: Направлена от одного субъекта к другому (линейная модель, например, приказ руководителя).
- Ретиальная коммуникация: Распределенная, сетевая, когда обмен информацией происходит между множеством участников (например, обсуждение в социальной сети или на совещании).
Б) Виды информации (по цели воздействия):
- Побудительная информация: Направлена на стимуляцию активности.
- Активация: Побуждение к действию в заданном направлении ("Сделайте это").
- Интеракция: Запрет, торможение нежелательных действий ("Не делай этого").
- Дестабилизация: Нарушение привычных patterns поведения, введение в состояние неопределенности для последующего управления (например, провокационный вопрос).
- Констатирующая информация: Сообщение о фактах, событиях, знаниях в нейтральном ключе, без прямой цели изменить поведение (например, лекция).
4. Коммуникативные барьеры
Это психологические и социальные препятствия на пути адекватной передачи и восприятия информации. Классификация по Андреевой и другим авторам:
| Тип барьера | Сущность | Примеры |
|---|---|---|
| Социальные | Различия в принадлежности к социальным группам, различия в ценностях, нормах, языке. | Профессиональный, политический, религиозный, культурный барьер. |
| Психологические | Индивидуальные особенности партнеров, характер их отношений. | Неприязнь, недоверие, разный уровень компетентности, несовпадение понимания ситуации. |
| Барьеры понимания | Проблемы, связанные с формой и содержанием сообщения. | Фонетический (дефекты речи, акцент); Семантический (разное значение слов, жаргон); Стилистический (несоответствие стиля речи ситуации); Логический (непоследовательность изложения). |
| Личностные барьеры | Индивидуально-психологические особенности коммуникантов. | Застенчивость, тревожность, агрессивность, низкая самооценка, неадекватные представления о собеседнике. |
5. Невербальная коммуникация
Это общение без слов, с помощью тела, пространства и голоса. По оценкам А. Мехрабиана, в передаче отношений и чувств до 70-80% информации несет невербалика.
Основные системы невербальной коммуникации:
5.1. Проксемика (Э. Холл) – использование пространства
- Дистанция общения:
- Интимная (0-50 см): Для близких, доверительных отношений.
- Персональная (50 см - 1,2 м): Для повседневного общения с друзьями, коллегами.
- Социальная (1,2 - 3,5 м): Для формального, делового общения.
- Публичная (более 3,5 м): Для выступлений перед аудиторией.
- Факторы влияния: Культура (латиноамериканцы и арабы предпочитают более близкую дистанцию, чем северные европейцы), возраст, пол, статус, климат.
5.2. Визуальный контакт (контакт глаз)
- Анализируется: Частота, длительность, направление, интенсивность (пристальный vs. скользящий взгляд) и динамика.
- Функции: Регуляция общения, получение обратной связи, выражение эмоций (интерес, смущение, враждебность), индикатор лжи (избегание взгляда или, наоборот, его навязчивость).
5.3. Оптико-кинетическая система (язык тела)
- Мимика: Выражение лица. Методика FAST (Facial Affect Scoring Technique) позволяет анализировать проявление шести базовых эмоций (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть) по трем зонам лица.
- Ключевой вывод исследований: Тело часто "правдивее" лица. В эксперименте с теннисистами, когда лица и тела на фото не совпадали, испытуемые точнее определяли эмоцию по позе тела, а не по мимике.
- Пантомимика (позы и жесты):
- Позы: Открытые/закрытые, отражают статус (доминирование/подчинение), включенность в общение.
- Жесты: Иллюстраторы (подкрепляют речь), эмблемы (заменяют слова, например, "ОК"), адапторы (самоуспокаивающие жесты, например, почесывание).
5.4. Паралингвистика и экстралингвистика – "как" мы говорим
- Паралингвистика: Просодические характеристики голоса – темп, ритм, высота, громкость, тембр. Одна и та же фраза, сказанная с разной интонацией, может иметь противоположный смысл.
- Экстралингвистика: Неречевые вкрапления в речь – паузы, вздохи, смех, плач, кашель. Эти сигналы трудно контролировать, и они ярко передают эмоциональное состояние говорящего.
6. Функции и цели коммуникации
- Информационная: Передача и получение знаний, фактов.
- Экспрессивная: Выражение и изменение эмоциональных состояний.
- Побудительная (регулятивная): Стимуляция к действию, организация деятельности.
- Фатическая (контактоустанавливающая): Поддержание и установление контакта как самоценности.
- Функция воздействия: Убеждение, внушение, изменение установок.
- Функция само презентации: Предъявление себя, поддержание желаемого имиджа и самооценки.
Вывод: Коммуникация — это сложный, многоканальный процесс, являющийся фундаментом всего социального взаимодействия. Его эффективность зависит от учета всех структурных компонентов, своевременного распознавания и преодоления барьеров, а также гармоничного использования как вербальных, так и невербальных средств. Понимание этих механизмов — ключевая компетенция для любого специалиста в области помогающих профессий, управления и межличностных отношений.