Общение как коммуникация

1. Сущность и значение коммуникации

В социальной психологии, вслед за Г.М. Андреевой, общение рассматривается как сложный процесс, имеющий три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Коммуникация — это первая, базовая сторона этого процесса.

Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с целью достижения взаимопонимания, оказания влияния, формирования отношений и организации совместной деятельности.

Ключевые характеристики коммуникации:


2. Структура коммуникативного акта (Модель коммуникации)

Классическая модель, восходящая к работам Г. Лассуэлла, включает следующие обязательные элементы:

  1. Коммуникатор (Отправитель): Источник информации, инициирующий общение.
  2. Реципиент (Получатель): Адресат, для которого предназначено сообщение.
  3. Сообщение (Текст): Передаваемая информация, закодированная в символах (словах, жестах, знаках).
  4. Код: Система знаков и правил, используемая для кодирования сообщения (естественный язык, язык жестов, профессиональный жаргон).
  5. Канал связи: Средство передачи сообщения (речь, текст, изображение).
  6. Обратная связь: Реакция реципиента на сообщение, которая показывает, как оно было воспринято и понято.
  7. Контекст (Ситуация): Социальные, временные и пространственные условия, в которых происходит коммуникация.
  8. Шум (Помехи): Все, что искажает передачу или прием сообщения (внешние звуки, внутренние предубеждения, культурные различия).

3. Направленность и виды информации в коммуникации

А) Направленность:

Б) Виды информации (по цели воздействия):


4. Коммуникативные барьеры

Это психологические и социальные препятствия на пути адекватной передачи и восприятия информации. Классификация по Андреевой и другим авторам:

Тип барьераСущностьПримеры
СоциальныеРазличия в принадлежности к социальным группам, различия в ценностях, нормах, языке.Профессиональный, политический, религиозный, культурный барьер.
ПсихологическиеИндивидуальные особенности партнеров, характер их отношений.Неприязнь, недоверие, разный уровень компетентности, несовпадение понимания ситуации.
Барьеры пониманияПроблемы, связанные с формой и содержанием сообщения.Фонетический (дефекты речи, акцент); Семантический (разное значение слов, жаргон); Стилистический (несоответствие стиля речи ситуации); Логический (непоследовательность изложения).
Личностные барьерыИндивидуально-психологические особенности коммуникантов.Застенчивость, тревожность, агрессивность, низкая самооценка, неадекватные представления о собеседнике.

5. Невербальная коммуникация

Это общение без слов, с помощью тела, пространства и голоса. По оценкам А. Мехрабиана, в передаче отношений и чувств до 70-80% информации несет невербалика.

Основные системы невербальной коммуникации:

5.1. Проксемика (Э. Холл) – использование пространства

5.2. Визуальный контакт (контакт глаз)

5.3. Оптико-кинетическая система (язык тела)

5.4. Паралингвистика и экстралингвистика – "как" мы говорим


6. Функции и цели коммуникации

  1. Информационная: Передача и получение знаний, фактов.
  2. Экспрессивная: Выражение и изменение эмоциональных состояний.
  3. Побудительная (регулятивная): Стимуляция к действию, организация деятельности.
  4. Фатическая (контактоустанавливающая): Поддержание и установление контакта как самоценности.
  5. Функция воздействия: Убеждение, внушение, изменение установок.
  6. Функция само презентации: Предъявление себя, поддержание желаемого имиджа и самооценки.

Вывод: Коммуникация — это сложный, многоканальный процесс, являющийся фундаментом всего социального взаимодействия. Его эффективность зависит от учета всех структурных компонентов, своевременного распознавания и преодоления барьеров, а также гармоничного использования как вербальных, так и невербальных средств. Понимание этих механизмов — ключевая компетенция для любого специалиста в области помогающих профессий, управления и межличностных отношений.