Исторические предпосылки возникновения социальной психологии
1. Исторические предпосылки возникновения социальной психологии
Социальная психология сформировалась не на пустом месте. Её возникновение в конце XIX – начале XX века было подготовлено двумя группами предпосылок.
А) Социально-исторические предпосылки: Эти предпосылки создали запрос общества на новое знание о человеке и группе.
- Развитие капитализма и индустриализация: Возникновение крупных предприятий и городов породило новые формы социальных отношений (рабочий-наниматель, городская толпа), которые требовали объяснения.
- Политические изменения: Становление многопартийной системы и массовых политических движений (социализм, анархизм) поставило вопрос о механизмах влияния на большие группы людей.
- Миграция и урбанизация: Перемещение больших масс людей в города и другие страны обострило проблемы межгрупповых отношений, адаптации и аккультурации.
Б) Гносеологические (научно-познавательные) предпосылки: Эти предпосылки предоставили инструменты и методы для нового знания.
- Развитие смежных наук:
- Социология (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) заложила основы изучения общества как целостной системы.
- Антропология и языкознание показали разнообразие культур и роль языка в формировании сознания.
- Криминология изучала поведение человека в толпе и девиантные поступки.
- Развитие общей психологии: Появление экспериментальной психологии (В. Вундт) дало модель научного исследования психических процессов.
2. Классические этапы и ключевые имена
Формирование социальной психологии как науки проходило в три основных этапа:
- Формирование социально-психологических идей в недрах философии и социологии (сер. XIX в.).
- Выделение в самостоятельную науку (рубеж XIX-XX вв., символическая дата — 1908 г.).
- Оформление в систему научного знания с собственными теориями и методами (сер. XX в.).
Огюст Конт (1798–1857) – Основатель позитивизма и социологии
-
Основной вклад: Заложил методологические основы для всех социальных наук, включая социальную психологию.
-
Ключевые идеи:
- Позитивизм: Наука должна описывать факты, а не заниматься метафизикой и морализаторством. Задача — открытие объективных законов.
- Социология как «социальная физика»: Разделил социологию на:
- Социальную статику (изучение устойчивых структур общества: институты, семья, государство).
- Социальную динамику (изучение законов развития и изменения общества).
- Закон трех стадий: Развитие общества и человеческого мышления проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (научную).
-
Значение для социальной психологии: Потребовал применять к социальным явлениям научный, объективный метод, что подготовило почву для экспериментальной социальной психологии.
Герберт Спенсер (1820–1903) – Теория социальной эволюции
-
Основной вклад: Разработал органическую теорию общества и теорию социального дарвинизма.
-
Ключевые идеи:
- Общество как организм: Общество, подобно живому организму, состоит из взаимосвязанных частей (институтов) и развивается путем усложнения.
- Социальный дарвинизм: Развитие общества подчиняется закону выживания наиболее приспособленных. Социальное неравенство — естественный результат эволюции.
- Типы обществ:
- Военный тип: Строгая иерархия, принудительная кооперация.
- Промышленный тип: Добровольная кооперация, свобода индивида, договорные отношения.
-
Значение для социальной психологии: Попытка найти объективные законы социального развития, повлиявшая на ранние биологизаторские теории поведения (например, теорию инстинктов).
Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – Основоположник социологии
-
Основной вклад: Четко определил предмет социологии — «социальные факты», которые существуют независимо от индивида и оказывают на него принудительное воздействие.
-
Ключевые идеи и понятия:
- Социальные факты: Коллективные представления, верования, нормы, которые внешни по отношению к индивиду и обладают принудительной силой (например, законы, мораль, язык).
- Коллективные представления: Разделяемые всеми членами общества верования и чувства, которые образуют коллективное сознание.
- Аномия: Состояние «безнормности», когда общественные нормы разрушаются, теряют четкость, что приводит к росту девиантного поведения (например, самоубийств).
- Солидарность:
- Механическая: В традиционных обществах, основана на сходстве.
- Органическая: В сложных обществах, основана на разделении труда и взаимозависимости.
-
Цитата: «Если коллективные верования перестанут ощущаться и разделяться, общество погибнет».
-
Значение для социальной психологии: Обосновал, что групповые явления (нормы, ценности) — это самостоятельная реальность, которая не сводится к индивидуальной психологии и определяет поведение человека.
Габриэль Тард (1843–1904) – Теория подражания
-
Основной вклад: Создал одну из первых собственно социально-психологических теорий, объясняющую механизм социального взаимодействия.
-
Ключевые идеи:
- Подражание: Основной закон социальной жизни. Общество существует благодаря тому, что одни люди (большинство) подражают другим (немногим «изобретателям»).
- Изобретение и распространение: Социальные изменения происходят благодаря изобретению (новаторству) новых идей, технологий, моделей поведения и их последующему распространению через подражание.
- Законы подражания: (Например, подражание идет от высших классов к низшим, от внутреннего к внешнему).
-
Значение для социальной психологии: Сместил фокус с макросоциологических структур (Дюркгейм) на межличностные процессы (подражание, внушение), став предтечей психологического направления в социальной психологии.
Густав Лебон (1841–1931) – «Психология масс» (1895)
-
Основной вклад: Систематически описал психологию индивида в массе (толпе).
-
Ключевые идеи:
- Индивид в толпе: Растворяется, теряет критическое мышление, чувство ответственности и индивидуальность.
- Характеристики толпы:
- Иррациональность и эмоциональность.
- Внушаемость и заразительность. Идеи и эмоции быстро распространяются.
- Подавление сознательной личности и доминирование бессознательного.
- Роль вождя: Толпа слепо подчиняется вождю, который воздействует на нее с помощью утверждения, повторения и заражения.
-
Цитата: «Толпа более расположена ко злу, нежели к добру».
-
Значение для социальной психологии: Заложил основы изучения коллективного поведения, группового влияния и феномена деиндивидуализации.
Николай Константинович Михайловский (1842–1904)
-
Основной вклад: Развил теорию «героя и толпы» и ввел «субъективный метод» в социологии.
-
Ключевые идеи:
- «Герой и толпа»: Герой — это человек, увлекающий своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа — масса, способная увлекаться примером.
- Субъективный метод: Исследователь не может быть беспристрастным наблюдателем, он должен «вчувствоваться» в изучаемый объект, понять его ценности и переживания.
- Отличие от Тарда и Лебона: Критиковал их за недооценку роли разума и сознания в массовых движениях. Подчеркивал, что герой не с неба падает, а порождается самой средой и запросами толпы.
-
Значение для социальной психологии: Подчеркнул активную роль личности (героя) в групповых процессах и важность учета субъективных факторов в исследовании.
Вильгельм Вундт (1832–1920) – «Психология народов» (1900–1920)
-
Основной вклад: Основатель научной психологии, создатель программы изучения «психологии народов» как высшей формы психической жизни.
-
Ключевые идеи:
- Два направления психологии:
- Индивидуальная (экспериментальная) психология — изучает элементарные процессы (ощущения, восприятие).
- Психология народов — изучает высшие психические процессы, проявляющиеся в продуктах человеческой культуры.
- Предмет «Психологии народов»: Язык, мифы и обычаи — это кристаллизованные формы «духа народа», его коллективного сознания.
- Два направления психологии:
-
Цитата: «Язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творчества народного духа, но самый этот дух народа».
-
Значение для социальной психологии: Заложил основы культурно-исторического подхода и изучения социальных представлений, показав, что психика человека социально и культурно обусловлена.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) – «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921)
-
Основной вклад: Применил психоанализ для объяснения групповых процессов и связи индивида с лидером.
-
Ключевые идеи:
- Либидозные связи в группе: Члены группы связаны друг с другом и с лидером через идентификацию и эмоциональные (либидозные) узы.
- Роль лидера: Лидер массы заменяет собой «идеал Я» для каждого члена группы. Он занимает место первобытного отца в бессознательном индивидов.
- Индивид в массе: Регрессирует к более примитивному психическому состоянию, его Супер-Эго ослабевает, и он передает лидеру функцию контроля.
-
Значение для социальной психологии: Дал глубокое психологическое объяснение механизмам групповой сплоченности, подчинения лидеру и регрессивного поведения в группе.
Уильям Макдугалл (1871–1938) – «Введение в социальную психологию» (1908)
-
Основной вклад: Автор одного из первых учебников, давшего название новой науке. Разработал гормическую теорию (теорию инстинктов).
-
Ключевые идеи:
- Теория инстинктов: В основе социального поведения лежат врожденные инстинкты (например, бегство, отталкивание, любопытство, драчливость, стадность). Каждому инстинкту соответствует определенная эмоция.
- Задача социальной психологии: Изучать «духовные силы», движущие поведением человека в обществе.
-
Символическое значение 1908 года: Одновременная публикация учебников Макдугалла (психолога) и Э. Росса (социолога) «Социальная психология» считается официальным актом рождения социальной психологии как самостоятельной научной дисциплины.
-
Значение для социальной психологии: Попытка найти биологический фундамент социального поведения, что вызвало оживленные дискуссии и стимулировало поиск других объяснений.
Сводная таблица для запоминания
| Имя и Даты | Основной Труд | Ключевая Идея | Вклад в Соц. Психологию |
|---|---|---|---|
| О. Конт (1798-1857) | «Курс позитивной философии» | Позитивизм, социальная статика и динамика | Методологическая основа |
| Г. Спенсер (1820-1903) | «Основания социологии» | Социальный дарвинизм, общество-организм | Объективные законы развития |
| Э. Дюркгейм (1858-1917) | «Самоубийство», «Правила…» | Социальные факты, коллективные представления | Группа как самостоятельная реальность |
| Г. Тард (1843-1904) | «Законы подражания» | Подражание, изобретение и распространение | Межличностные процессы влияния |
| Г. Лебон (1841-1931) | «Психология масс» (1895) | Иррациональность и внушаемость толпы | Коллективное поведение |
| Н. Михайловский (1842-1904) | «Герои и толпа» | Субъективный метод, герой и толпа | Роль личности в группе |
| В. Вундт (1832-1920) | «Психология народов» (1900-1920) | Язык, мифы, обычаи как дух народа | Культурно-исторический подход |
| З. Фрейд (1856-1939) | «Психология масс…» (1921) | Либидозные связи, лидер как отец | Психология групповой динамики |
| У. Макдугалл (1871-1938) | «Введение…» (1908) | Теория инстинктов социального поведения | Рождение дисциплины, поиск причин поведения |