Теории Мелани Кляйн

Кляйн перенесла фокус с классических фрейдовских «психосексуальных стадий» на ранние отношения младенца с первыми объектами (главным образом, матерью и её грудью) и на то, как младенец справляется с тревогой и агрессией.


1. Ключевой вклад: Сдвиг от влечений к объектным отношениям


2. Две фундаментальные позиции (а не стадии)

Кляйн заменила линейную модель стадий Фрейда на концепцию позиций. Это не этапы, которые проходят и забывают, а фундаментальные способы организации психического опыта, к которым человек может регрессировать в состоянии стресса на протяжении всей жизни.

Параноидно-шизоидная позиция (Paranoid-Schizoid Position)

(Первые 3-4 месяца жизни)

Это первоначальный, примитивный способ организации психики младенца для выживания в условиях overwhelming (подавляющего) напряжения и страха.

Депрессивная позиция (Depressive Position)

(Начинается примерно с 4-5 месяцев жизни)

Это огромный шаг в развитии. Младенец начинает воспринимать мать как целостный объект — у которого есть и хорошие, и плохие качества, и который существует отдельно от него.


3. Роль агрессии, зависти и благодарности


4. Техника: Игровая терапия

Кляйн разработала технику психоанализа детей, поскольку считала, что их бессознательное доступно так же, как и у взрослых.

Значение и критика теории Кляйн

Значение:

Критика:

Теория Мелани Кляйн — это карта самых темных и самых светлых уголков человеческой души. Она учит, что наша способность к любви и творчеству рождается из борьбы с собственной деструктивностью и из мучительного, но целительного осознания, что мы можем причинять боль тем, кого больше всего любим.