Теории Мелани Кляйн
Кляйн перенесла фокус с классических фрейдовских «психосексуальных стадий» на ранние отношения младенца с первыми объектами (главным образом, матерью и её грудью) и на то, как младенец справляется с тревогой и агрессией.
1. Ключевой вклад: Сдвиг от влечений к объектным отношениям
- Фрейд: Центр психики — конфликт между влечениями (либидо, танатос) и требованиями общества. Объекты (другие люди) — это в первую очередь средства для разрядки влечений.
- Кляйн: Центр психики — отношения с внутренними и внешними объектами (образами значимых других, прежде всего матери). Влечения (особенно агрессия) проявляются только в контексте этих отношений. Не существует влечения без объекта.
2. Две фундаментальные позиции (а не стадии)
Кляйн заменила линейную модель стадий Фрейда на концепцию позиций. Это не этапы, которые проходят и забывают, а фундаментальные способы организации психического опыта, к которым человек может регрессировать в состоянии стресса на протяжении всей жизни.
Параноидно-шизоидная позиция (Paranoid-Schizoid Position)
(Первые 3-4 месяца жизни)
Это первоначальный, примитивный способ организации психики младенца для выживания в условиях overwhelming (подавляющего) напряжения и страха.
- Цель: Выжить, справиться с тревогой преследования (persecutory anxiety) — страхом быть уничтоженным, отравленным, атакованным извне.
- Основные механизмы защиты:
- Расщепление (Splitting): Младенец не может интегрировать «хорошую» и «плохую» мать (которая удовлетворяет и которая фрустрирует). Он расщепляет её на два отдельных объекта:
- «Хорошая грудь» (идеализированная) — источник удовольствия, насыщения, любви.
- «Плохая грудь» (преследующая) — источник фрустрации, голода, боли, ненависти.
- Проективная идентификация (Projective Identification): Это ключевое понятие Кляйн. Младенец проецирует (выталкивает из себя) свои невыносимые чувства (гнев, зависть, страх) в мать.
- Пример: Младенец чувствует голод и ярость. Он проецирует эту ярость в мать, которая затем в его восприятии становится «плохой» и желающей его мучить. Далее он может идентифицироваться с этой спроецированной яростью или пытаться контролировать мать, чтобы справиться со страхом.
- Отрицание (Denial): Отрицается существование «плохого» объекта или «хорошего» (в зависимости от ситуации).
- Расщепление (Splitting): Младенец не может интегрировать «хорошую» и «плохую» мать (которая удовлетворяет и которая фрустрирует). Он расщепляет её на два отдельных объекта:
- Почему «шизоидная»? Потому что Эго младенца расщеплено (шизоидный механизм) вместе с объектом.
- Почему «параноидная»? Потому что мир воспринимается как преследующий и опасный.
Депрессивная позиция (Depressive Position)
(Начинается примерно с 4-5 месяцев жизни)
Это огромный шаг в развитии. Младенец начинает воспринимать мать как целостный объект — у которого есть и хорошие, и плохие качества, и который существует отдельно от него.
- Цель: Справиться с депрессивной тревогой (depressive anxiety) — страхом повредить или уничтожить любимый объект своей собственной агрессией и ненавистью.
- Ключевое осознание: «Та самая мать, которую я люблю и которая заботится обо мне, — это та самая мать, на которую я злился и в которую хотел «укусить», когда она меня фрустрировала».
- Основные механизмы и переживания:
- Чувство вины и раскаяния: Ребенок чувствует вину за свои разрушительные фантазии, направленные на любимый объект.
- Забота (Concern): Появляется желание «восстановить» объект, позаботиться о нем, возместить ущерб. Это основа альтруизма и эмпатии.
- Скорбь и печаль: Осознание своей отдельности от объекта и того, что объект может уйти или быть утраченным.
- Здоровое развитие: Успешное проживание депрессивной позиции позволяет интегрировать любовь и ненависть, развить способность к любви, эмпатии и творчеству. Неудача приводит к склонности к депрессии, трудностям в отношениях и страху потери.
3. Роль агрессии, зависти и благодарности
- Врожденный инстинкт смерти (по Фрейду): Кляйн придавала ему огромное значение, видя в нем источник врожденной агрессии и деструктивности. Агрессия — не реакция на фрустрацию, а первичная сила.
- Зависть (Envy): Кляйн открыла это понятие как первичную, деструктивную силу. Первичная зависть — это злобное желание разрушить «хорошую грудь» просто за то, что она хорошая, источник наслаждения, которым нельзя полностью обладать. Это попытка испортить сам источник жизни. Зависть мешает процессу интеграции, так как атакует хороший объект.
- Благодарность (Gratitude): Противоположность зависти. Способность принимать и ценить доброту объекта, что является основой для построения хороших внутренних объектов.
4. Техника: Игровая терапия
Кляйн разработала технику психоанализа детей, поскольку считала, что их бессознательное доступно так же, как и у взрослых.
- Метод: Она заменяла метод свободных ассоциаций на наблюдение и интерпретацию игры. Игрушки (маленькие человечки, животные, машинки) были символами внутренних объектов, фантазий и конфликтов ребенка.
- Роль терапевта: Активно интерпретировать бессознательные конфликты, страхи и защиты, проявляющиеся в игре, даже очень маленьким детям (2.5-3 года).
Значение и критика теории Кляйн
Значение:
- Сделала психоанализ применимым к тяжелым расстройствам (психозы, пограничные состояния).
- Заложила основу для понимания пограничной и нарциссической организации личности.
- Подчеркнула важность самых ранних отношений для формирования личности.
- Её концепции (проективная идентификация, расщепление) стали незаменимыми в современной психоаналитической практике.
Критика:
- Спекулятивность: Её реконструкция психической жизни младенца считается слишком умозрительной.
- Пессимизм: Акцент на врожденной агрессии и зависти.
- Сложность и абстрактность: Её теории сложны для эмпирической проверки.
Теория Мелани Кляйн — это карта самых темных и самых светлых уголков человеческой души. Она учит, что наша способность к любви и творчеству рождается из борьбы с собственной деструктивностью и из мучительного, но целительного осознания, что мы можем причинять боль тем, кого больше всего любим.