Четыре Благородные Истины

Дхамма, которую раскрыл и которой научил Будда, в своей основе состоит из Четырёх благородных истин:

  1. Благородной истине о страдании (дуккха, dukkha);
  2. Благородной истине о происхождении страдания (дуккха самудая, dukkha samudaya);
  3. Благородной истине о прекращении страдания (дуккха ниродха, dukkha nirodha);
  4. Благородной истине о пути к прекращению страдания (дуккха ниродха гамини патипада, dukkha nirodha gamini patipada). Именно в эти четыре истины Будда пробудился в ночь своего просветления (МН 4, МН 36). Их он раскрыл миру, запустив непревзойденное Колесо Дхаммы в Варанаси (МН 141), и поддерживал на протяжении 45 лет своего учительства как «особое учение будд» (МН 56).

1. Благородная истина о страдании:

Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание; встреча с неприятным есть страдание, и разлучение с приятным есть страдание; не получать того, чего желаешь, есть страдание; вкратце – пять совокупностей, подверженных цеплянию, есть страдание.

2. Благородная истина о возникновении страдания

Это та жажда, что ведёт к возрождению, сопровождающаяся упоением и вожделением, поиск упоения то тут, то там, а именно – жажда чувственных услад, жажда существования, жажда уничтожения.

3. Благородная истина о прекращении страдания

Это отбрасывание без остатка, истребление и прекращение этой самой жажды, отказ, освобождение от неё, нецепляние.

4. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания

Это Благородный восьмеричный путь: Совершенное воззрение… Совершенное сосредоточение.

Необходимо приложить правильные усилия по отношению к предмету каждой из истин:

СН 56.11.