Четыре Благородные Истины
Дхамма, которую раскрыл и которой научил Будда, в своей основе состоит из Четырёх благородных истин:
- Благородной истине о страдании (дуккха, dukkha);
 - Благородной истине о происхождении страдания (дуккха самудая, dukkha samudaya);
 - Благородной истине о прекращении страдания (дуккха ниродха, dukkha nirodha);
 - Благородной истине о пути к прекращению страдания (дуккха ниродха гамини патипада, dukkha nirodha gamini patipada). Именно в эти четыре истины Будда пробудился в ночь своего просветления (МН 4, МН 36). Их он раскрыл миру, запустив непревзойденное Колесо Дхаммы в Варанаси (МН 141), и поддерживал на протяжении 45 лет своего учительства как «особое учение будд» (МН 56).
 
1. Благородная истина о страдании:
Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание; встреча с неприятным есть страдание, и разлучение с приятным есть страдание; не получать того, чего желаешь, есть страдание; вкратце – пять совокупностей, подверженных цеплянию, есть страдание.
2. Благородная истина о возникновении страдания
Это та жажда, что ведёт к возрождению, сопровождающаяся упоением и вожделением, поиск упоения то тут, то там, а именно – жажда чувственных услад, жажда существования, жажда уничтожения.
3. Благородная истина о прекращении страдания
Это отбрасывание без остатка, истребление и прекращение этой самой жажды, отказ, освобождение от неё, нецепляние.
4. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания
Это Благородный восьмеричный путь: Совершенное воззрение… Совершенное сосредоточение.
Необходимо приложить правильные усилия по отношению к предмету каждой из истин:
- Страдание необходимо понять,
 - Жажду — отбросить,
 - Прекращение страдания — реализовать,
 - Благородный восьмеричный путь — развить.
 
— СН 56.11.